В Москве идет фестиваль инклюзивного театра, где особенные актеры покажут психобалет

Фoтo: meyerhold.ru

Сaмaя oжидaeмaя пoстaнoвкa — спeктaкль «Тeлo» пaрижскoй кoмпaнии «Уaзo-Муш». Этo oнa в   1981   гoду oткрылa пeрвый в мирe Цeнтр пoмoщи художественному творчеству, где профессиональные актеры обучают людей с психическими расстройствами. Сколь органично их взаимодействие с профессионалами, поймем, увидев спектакль о мощи танца — «Тело» — в режиссуре специалиста по истории и теории хореографии Сары Нуво. Любопытно, что в Париже «Тело» играли в осушенном бассейне, сарае, теплице, на кладбище и даже в церкви.

Не менее интригующим обещал быть спектакль «Срок годности» из Мадрида. Танцевальный коллектив «Фрич Компани» в технике психобалета попробовал прямо на сцене изучить проблемы быстрого изнашивания вещей и нерационального потребления. Автор театрального направления психобалет — балерина Майте Леон   — завоевала авторитет в области инклюзивного театра. Свои методы реабилитации она разработала, помогая дочери, перенесшей аноксию головного мозга. Майте несколько лет проработала с учениками с проблемами социальной адаптации и инвалидностью, после чего открыла собственный фонд помощи.

Россию на фестивале представил «Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса» екатеринбургского театра «Жизнь». Декламация стихов обэриута, танцы, чтение строчек из его дневников и движения в стиле хип-хоп. Причем среди выступающих — опорники и люди с ДЦП из фонда «Верба». В   2015   году его запустил актер и телеведущий Андрей Рожков. За короткий срок ему удалось обзавестись своим помещением для театральной студии, в которую входят 25   человек.

Еще от России — «История об очень симпатичных, или Пространство доверия» московской интегрированной театральной студии «Круг». Дети и подростки с отклонениями в развитии исследуют в спектакле понятие «ближнее пространство», то есть зону собственного комфорта. Неординарными способами они узнают, из чего строится это пространство и как в нем живут. В   основу постановки легли коротенькие истории людей, для которых «ближнее пространство»   — единственно возможное для общения.

Помимо спектаклей на фестивале идут дискуссии со зрителями и семинары для профессиональной театральной аудитории. После таких проектов приходит понимание того, что это такие же люди, как мы, не лучше и не хуже. Равноценные, только живут они с оголенной душой, без фальши, поступают как чувствуют, поэтому абсолютно беззащитны.