Автор «Под небом голубым» Анри Волохонский умер в Германии

Вoлoxoнский был мнoгoстoрoнним чeлoвeкoм, и eгo лиричeский дaр рaскрылся нe срaзу. Oн рoдился в 1936 гoду в Сaнкт-Пeтeрбургe (тoгдa – Лeнингрaдe), гдe oкoнчил Лeнингрaдский xимикo-фaрмaцeвтичeский институт, а потом аспирантуру Института озёрного рыбного хозяйства. Больше 20 лет он проработал в самых разных областях экологии и химии, написал множество научных трудов по этим темам, был участником океанских, морских и озерных экспедиций, что, вероятно, во многом вдохновляло его и на творчество. Стихи, тексты песен и пьесы он начал сочинять в конце 1950-х годов. Они публиковались в самиздате – машинописных книгах середины 60-х, издаваемых текстологом, прозаиком и поэтом Владимиром Эрлем. Только единственное стихотворение Анри вышло в официальном издании СССР – это была басня «Кентавр», напечатанная в 1972 в журнале «Аврора». В 1973 Волохонский получил разрешение на выезд в Израиль, где прожил до 1985, потом он переселился в Мюнхен и работал там редактором отдела новостей «Радио Свобода», после чего переехал в Тюбинген, затем – в Хорб (городской район Рексинген).

Немецкий славист и литературный критик Вольфганг Казак говорил про Волохонского: «Его стихам свойственны гротеск, ирония и пародийность; толчком к их возникновению может служить как философское положение, так и бытовое происшествие. В них ставится много вопросов, ответы на которые предлагаются лишь намеком, облеченным в изобилующий образами язык. Иногда эстетическое воздействие стихов Волохонского основывается исключительно на смелых словосочетаниях, неологизмах, на музыкальном звучании и дерзкой рифме». Анри играл с образами, совершенно неожиданным образом представляя мифологические и эпические мотивы в своих поэмах и иронических миниатюрах. Он очень любил жанр басни – многие из них он создавал в соавторстве с Хвостенко, подписывая их А. Х. В. Самое известное стихотворение поэта «Под небом голубым» было написано на музыку Владимира Вавилова. Песня прозвучала в фильме «Асса». Сотрудничал Анри и с Леонидом Федоровым, лидером «АукцЫона». Вместе они записали работы «Горы и реки», «Джойс», «Таял», «Сноп снов» (в последней принял участие и Хвостенко). Монологи Волохонского, записанные на телефонный автоответчик, включены и в альбомы Федорова «Зимы не будет», «Анабэна». Там Анри диктует и комментирует Леониду текст новой песни, написанной на гибель принцессы Дианы. У Волохонского были и прозаические опусы: самый известный – «Роман Покойничек», и литературные переводы – например, книга переложений из Катулла, извлечения из книги «Зогар» под названием «БЛЕСК» и сборник отрывков из романа Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану». Анри Волохонский умер во сне, тихо уйдя от близких и коллег в невидимый поэтический рай.