Аниматоры пообещали снять свою версию «Матильды»

«Фeстивaль трaдициoннo стaнoвится итoгoм aнимaциoннoгo гoдa, — нaчaл цeрeмoнию открытия фестиваля драматург Вадим Жук. – И неслучайно сегодня в анимацию пришли такие огромные финансовые вложения. Люди, причастные к анимации, стали очень богаты». Последние слова ведущего вызвали дружный смех в зале: яркий пример анимационного «богатства» — президент фестиваля Юрий Норштейн, рассказавший зрителям о том, как он по выходным торгует своими книжками с автографами, чтобы обеспечить скромную съемочную группу средствами для выживания. «Несмотря на все сегодняшние компьютерные прибамбасы, я все равно исповедую философию ручного труда, — признается Юрий Борисович. – Весь человек состоит из него. И я хотел бы пожелать, чтобы этот труд, который является единством личности, сегодня не пропадал. Тогда мы все не перемрем, и даже будем размножаться».

«Размножаться» анимационное искусство, возможно, решит при содействии коллег «основного» кинематографического цеха. По крайней мере шутка о том, что уже выделены 68 млн. рублей на создание полнометражного анимационного фильма «Матильда» совместно с режиссером Учителем имела успех у публики. Тем более что прецедент имеется: несколько лет назад вышел в свет анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза», ремейк знаменитого игрового, где одним из режиссеров значится Георгий Данелия.

В этом году селекционную комиссию фестиваля возглавила режиссер Светлана Филиппова. На плечи ее и коллег лег груз из почти тысячи мультфильмов из 54 стран, из которых нужно было выбрать самые достойные. «Мы несколько дней пытались убеждать друг друга и объяснять, что же такое анимация и каковы принципы отбора, — вспоминает режиссер. — Теперь, когда все позади, интересно посмотреть фильмы еще раз, уже спокойно. Но я не завидую членам жюри, которым придется выбирать из множества прекрасных фильмов». В ответ на это признание председатель жюри — эстонец Рао Хейдметс — остроумно предложил дозаказать призовых статуэток, чтобы раздать их всем участникам, забыть о соревновании и просто насладиться хорошим кино: «Как ветеран фестиваля, могу сказать, что он — хороший наркотик, заставляющий режиссеров, однажды попробовавших его, делать такие фильмы, чтобы они понравились селекционной комиссии».

Наговорившись и напевшись «про жизнь», аниматоры приступили к главному событию-сюрпризу вечера – просмотру полусотни серий мультфильма про самого маленького человека в мире. Фильм снят в реальной обстановке города, его улиц, домов, кафе и достопримечательностей, и в этот видеоряд органично встраивается смешной взрослый мужчина, который почему-то не вышел ростом (в заставке перед каждой серией его измеряют рулеткой: 16 см). Несмотря на легкость и иронию, наполняющие сериал, в нем можно разглядеть и вполне серьезную и трагичную «чаплинскую» тему одиночества маленького человека в большом мире, попытку выжить под натиском вечных бед и невзгод и найти себе достойное место под общим солнцем.