Русское знамя болгарских дружин

Oдин из эпизoдoв oбoрoны Шипки: зaщитa «Oрлинoгo гнeздa» 12 aвгустa 1877 гoдa. Кaртинa A.Н.Пoпoвa.

У кaждoгo субъeктa Рoссийскoй Фeдeрaции, кaк извeстнo, eсть свoя симвoликa. Флaгoм Сaмaрскoй oблaсти являeтся сeгoдня крaснo-бeлo-гoлубoй трикoлoр с oблaстным гeрбoм в цeнтрe. Этoт симвoл — связующee звeнo мeжду нынeшним днeм и ушeдшими в истoрию врeмeнaми, кoгдa русский и бoлгaрский нaрoды срaжaлись рукa oб руку зa oсвoбoждeниe слaвян.

Вeснoй 1876 гoдa в Бoлгaрии рaзгoрeлoсь aнтиoсмaнскoe восстание, известное как Апрельское. Оно было жестко подавлено турецкими властями, но стало той искрой, из которой разгорелось пламя Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

В знак солидарности с восставшими болгарами жители Самары создали знамя, вышитое монахинями Иверского женского монастыря. Это было полотнище размером 1,85×1,90 м, сшитое из шелковых полотен красного, белого и синего цветов. В центре полотнища помещены были изображения Богоматери и святых Кирилла и Мефодия в золотом кресте, вышитые по рисунку санкт-петербургского художника Николая Симакова. А серебряный наконечник флагштока был выполнен в византийском стиле по эскизу графа Рошфора. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых красовалась надпись «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», а на другой — «Самара — болгарскому народу, 1876».

Самарская городская дума постановила отвезти это знамя великому князю Николаю Николаевичу, а затем передать болгарским добровольцам-дружинникам.

Привезенное из России знамя было вручено самарской делегацией (это были городской голова Ефим Кожевников и гласный самарской думы Петр Алабин) болгарским ополченцам недалеко от города Плоешти 18 мая 1877 года. Флаг был передан Знамённой роте болгарского ополчения — 3-й роте из 3-й дружины.

На торжественной церемонии трехцветное полотнище золотыми гвоздями было прибито к древку. Последний гвоздь вбил старый воевода Цеко Петков, сказав при этом: «Для того Господь дал святое знамя, чтобы пройти от края до края многострадальную болгарскую землю. Пусть наши матери, жены и сестры осушат им свои печальные очи, и пусть придет мир и процветание!»

Болгарские ополченцы сражались с этим знаменем в битве за Стара-Загору и Нова-Загору, за Шипку и Шейново.

В Болгарии этот флаг, ставший одним из символов национальных вооруженных сил, известен как «Самарско знаме». После Русско-турецкой войны это уникальное полотнище хранилось в Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский дворец в Софии (ныне — Национальная художественная галерея), где хранилось до 1946 года. В настоящее время знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии, в отдельном помещени с особыми условиями и под усиленной охраной. И еще: Самарское знамя — единственное полотнище, награжденное болгарским орденом «За храбрость», который позднее был помещен в богато украшенный наконечник флагштока.

* * *

Так выглядело Самарское знамя, переданное болгарским ополченцам.

«Самарско знаме» стало настоящим символом боевого содружества русской армии и болгарских ополченцев времен Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Антиосманские восстания братьев-славян в Боснии и Болгарии вызвали в России мощный резонанс и общественный подъем. Самарцы, конечно, были не единственными подданными Российской империи, выражавшими словом и делом солидарность с порабощенными болгарами. Энтузиазм охватил всю огромную страну. В пользу балканских славян собирались средства, многие выражали готовность сражаться на Балканах. Зверства головорезов-башибузуков при подавлении Апрельского восстания в Болгарии шокировали весь мир. И западники, и славянофилы были единодушны в том, что надо помочь страдающим от османского ига собратьям. Разница была в акцентах: одни требовали защитить православие, другие — освободить болгар…

После того как турецкий султан отверг выработанный по российской инициативе проект реформ для балканских славян, в апреле 1877 года Россия объявила войну Турции. В высочайшем манифесте, подписанном Александром II, было сказано: «Всем нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции. Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы, для облегчения участи христиан Балканского полуострова».

Боевые действия Русско-турецкой войны велись на Балканах и на Кавказе. В союзе с русскими войсками сражались отряды болгарских ополченцев — ими командовал генерал-майор Николай Григорьевич Столетов. К маю 1877 года Столетовым было сформировано 6 дружин болгарских добровольцев численностью более 5000 человек.

В горах и на равнинах Болгарии русские солдаты сражались не ради территориальных приобретений, а с тем, чтобы помочь делу вызволения славян-единоверцев из неволи.

Это была тяжелая, кровавая война, в которой удача то улыбалась одной из сторон, то ускользала из рук. Одно из самых нелегких сражений разыгралось на Шипкинском перевале, который обеспечивал кратчайший путь на Константинополь. Неудивительно, что турки ради спасения своей столицы были готовы на все, чтобы выбить оттуда противника. Туда были брошены значительные силы, наступления следовали за наступлениями. В героической обороне Шипки болгарские ополченцы под командованием генерала Столетова сражались рядом с русскими солдатами под командованием генералов Дерожинского и Радецкого. Турки численно превосходили — в несколько раз! — русско-болгарские войска, страдавшие к тому же от нехватки боеприпасов и сильной жары. Однако, несмотря на значительные потери, защитники Шипки не отступили и не сдались. Планы турецкого командования были нарушены, а русским и болгарам удалось не потерять важный стратегический рубеж. Именно на Шипке традиционно проводятся самые важные мероприятия, посвященные Дню освобождения Болгарии от османского ига.

* * *

К концу 1877 года капитулировал турецкий гарнизон Плевны, русская армия перешла в наступление. В январе 1878 года русские войска заняли Адрианополь, подойдя к стенам Константинополя (Стамбула). И только угрозы со стороны Великобритании и Австро-Венгрии заставили русское командование воздержаться от занятия османской столицы.

Пушки замолчали — заговорили дипломаты. Сан-Стефанский мирный договор был выгоден и России, и балканским государствам. Он признавал независимость Сербии, Черногории и Румынии (при этом их территории увеличивались). Создавалось новое автономное славянское княжество на Балканах — Болгария, которое включало территории от Дуная до Эгейского моря, от Черного моря до Охридского озера, и должно было два года находиться под русским управлением, после чего получить полную автономию, выплачивая Турции номинальную дань.

Подписание Сан-Стефанского договора.

Но под давлением западных держав — особенно Великобритании, получившей от Турции «взятку» в виде Кипра, — пришлось пересматривать условия Сан-Стефанского договора. Для этого в Берлине был созван международный конгресс, закончившийся тем, что территорию Болгарского княжества сильно урезали — ее южные границы были отодвинуты за Балканский хребет. И тем не менее кровь русских солдат и болгарских дружинников была пролита не зря. На политической карте Европы появилось новое государство — княжество Болгария. Формально оно еще подчинялось Османской империи, но фактически было самостоятельным (а в 1908 году провозгласило себя независимым царством).

На болгарской земле были установлены сотни памятников русским воинам, павшим за освобождение этой страны от османского ига. Надпись на известняковом мемориале, поставленном в 1899 году в селе Негушево близ Софии, гласит: «Поклонись, Болгария, могилам, которыми ты усеяна». Поклонимся и мы памяти павших на той войне…